Школьный этап ВОШ 4-11 класс (Мировая художественная культура, МХК) 2025-2026 город Москва (77 регион) ответы и задания 09.10.2025
Школьный этап ВОШ 4-11 класс (Мировая художественная культура, МХК) 2025-2026 город Москва (77 регион) ответы и задания 09.10.2025

Олимпиада по МХК — интеллектуальное соревнование по предмету «Искусство», которое проверяет знание истории искусства и умение анализировать живопись, архитектуру, музыку, театр и кино. Она проводится в составе ВсОШ и проходит в четыре этапа; точные даты и регламенты публикуют региональные органы образования и школы. Задания включают тесты и открытые вопросы, визуальную атрибуцию по изображению, сравнительный анализ и эссе, иногда — аудио- и видеофрагменты. Для подготовки решайте варианты прошлых лет, тренируйте распознавание стилей и авторов, ведите хронологию эпох, анализируйте коллекции музеев и оттачивайте аргументацию. Победители и призёры получают льготы при поступлении (БВИ или 100 баллов по профильному испытанию — по правилам вуза), а дипломы регионального уровня засчитываются как индивидуальные достижения.
Ответы и задания будут доступны тут в 8-00 по местному времени 10 сентября.
7 класс
№ 1
(8 баллов) Перед Вами современные фотографии
сохранившихся римских амфитеатров. Вспомните, как
выглядит римский Колизей: его внешнее и внутреннее
устройство, композиционные особенности, архитектурные
детали.
Пожалуйста, посмотрите внимательно на фотографии.
Отметьте изображения, на которых запечатлён Колизей.
ЗДЕСЬ ЖМИ
№ 2-3
(6 баллов) Ста́ нцы Рафаэля (ит. Le Stanze di Raffaello –
комнаты Рафаэля, от ит. stanza – местопребывание,
помещение, комната) – анфилада из четырёх помещений
на третьем этаже Папского дворца в Ватикане. В
анфиладу входят три небольших зала и ещё один,
большего размера, называемый Залом Константина. В
1508–1517 годах они расписаны фресками Рафаэлем
Санти вместе с учениками.
Перед Вами несколько фресок из Папского дворца в
Ватикане и искусствоведческие тексты, в которых авторы
(П. Муратов, Н. Дмитриева, П. Волкова) размышляют об
одной из этих работ.
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на источники
задания. Прочитайте тексты.
Текст 1
На противоположной стене <…> (фреска – ред.)
показывает, что золотой век искусства был наконец
действительно обретён, когда волшебный дар
ритмической композиции мог соединиться с благородной и
свободной темой. В рассветной чистоте серебристо-серого
тона, украшенного кое-где пятнами нежной лазури, перед
нами открывается мир величавых человеческих форм и
освобождённых от всякого усилия движений.
Поразительная лёгкость всех групп и фигур является
первым впечатлением от этой грандиозной композиции.
Вглядываясь в неё, начинаешь понимать, что эта лёгкость
достигнута здесь благодаря безупречному чувству
пропорций. Не менее удивительно впечатление простора,
свободы и царственной ширины, особенно когда отдаёшь
себе отчёт, что на фреске изображено свыше пятидесяти
больших действующих фигур. Гениальность Рафаэля не
умаляется тем обстоятельством, что закон, которому
подчинена композиция, может быть точно выражен
геометрической фигурой разомкнутого внизу круга. К
такой формуле можно привести большинство композиций
Рафаэля <…>. Искусство чинквеченто не скрывало ни тех
формальных задач, которые оно себе ставило, ни тех
способов, которыми оно умело их разрешать. Оно как бы
гордилось тем, что могло ввести зрителя в самый процесс
творчества и отдать ему отчёт в каждой линии и в каждом
отношении частей.
<…>
Важнейшую черту <…> (фрески – ред.) составляет
написанная на её фоне архитектура. Едва ли не большая
часть очарования, внушаемого названной фреской,
приходится на долю лёгких и грандиозных арок, уходящих
в бесконечность над головами Платона и Аристотеля.
Перспективному углублению этого портика мы обязаны
воздушностью и простором открывающейся перед нами
сцены. Прекрасные и благородно строгие архитектурные
формы полностью согласуются с равновесием фигур и
повышают в зрителе восприимчивость к абстрактной
красоте и духовной аристократичности этого искусства.
Только великий мастер архитектуры мог создать их, и
недаром Вазари рассказывает, что Браманте помог здесь
Рафаэлю. На самом деле Рафаэль едва ли нуждался в
помощи Браманте, потому что он сам был великим
архитектором. Если бы даже до нас не дошли такие
замечательные его создания, как палаццо Пандольфини
во Флоренции, мы могли бы догадаться об этом по его
живописи. Безукоризненное чувство пропорциональности,
стремление к связности и уравновешенности частей,
гениальное распределение пространства, – все эти черты,
присущие живописи Рафаэля в станцах, являются в то же
время достоинствами идеального архитектора. И это как
раз лучшие черты в творчестве Рафаэля, которому всегда
не хватает живописного темперамента, который был
гораздо менее проникновенным изобразителем движения
и менее тонким и острым рисовальщиком, чем многие
художники кватроченто. Одно только архитектурное
чувство не изменяло ему никогда.
Текст 2
С 1508 года он постоянно работал в Риме, главным
образом при дворе папы Юлия II и его преемника Льва X,
где исполнил большое количество монументальных работ.
Из них самые выдающиеся – это росписи ватиканских
станц – апартаментов папы. Здесь видно, на какой
титанический размах был способен кроткий, лирический
Рафаэль. Крупномасштабные композиции, населённые
десятками фигур, покрывают все стены трёх залов. В
Станце <…> – четыре фрески, посвящённые богословию,
философии, поэзии и правосудию. Это задумано как идея
синтеза христианской религии и античной культуры.
Каждая фреска занимает целую стену; большие
полукруглые арки, обрамляющие стены, как бы
отражаются и продолжаются в композициях фресок, где
тоже господствует мотив арок и полукружий.
<…> (В лучшей из фресок-ред.) художник воплотил
представление ренессансных гуманистов о золотом
времени античного гуманизма и, как всегда делали
художники Возрождения, перенёс эту идеальную утопию в
современную среду. Под высокими сводами чисто
ренессансной архитектуры, на ступеньках широкой
лестницы он расположил непринуждёнными и
выразительными группами афинских мудрецов и поэтов,
занятых беседой или погружённых в учёные занятия и
размышления. В центре, наверху лестницы, – Платон и
Аристотель; сохраняя мудрое достоинство и дружелюбие,
ведут извечный, великий спор – старец Платон подъемлет
перст к небу, молодой Аристотель указывает на землю.
Рафаэль ввёл в это общество своих современников: в
образе Платона предстаёт Леонардо да Винчи, сидящий
на первом плане задумавшийся Гераклит напоминает
Микеланджело, а справа, рядом с группой астрономов,
Рафаэль изобразил самого себя.
Текст 3
Мы воспринимаем Рафаэля как художника
эмоционального и гармоничного, как совершенного в своей
форме и духе, а он является художником очень
конструктивным, и в основе всех его работ лежит
архитектурно-конструктивная основа. Выражаясь
современным языком, он является идеальным
сценографом своих картин: и живописным, и
монументальным.
Если продолжим тему и возьмём одну из его самых
знаменитых фресок <…>, то на ней мы увидим всех
великих философов. В центре – Платон, Аристотель,
Пифагор, Диоген. Но в работе интересно прежде всего то,
как художник выстроил пространство <…>. Её композиция
– арка, вписанная в арку, вписанную в арку. И называется
это – перспективно-ритмическое арочное построение.
Главная арка является центром композиции – там, где
изображены Платон и Аристотель. Они – ядро
композиции. Потом начинается ещё одна арка, которая
захватывает определённое пространство, затем идёт
вторая, третья и, наконец, та, что наплывает на нас, и мы
становимся как бы частью арочного построения и как бы
входим внутрь этого пространства <…>.
О какой фреске размышляют искусствоведы?
(8 баллов) Ещё раз, пожалуйста, посмотрите на источники
задания и внимательно прочитайте тексты.
Подумайте и ответьте:
1. В каком тексте автор описывает пространство
фрески, отталкиваясь от точки зрения зрителя, а
затем продолжает, продвигаясь вглубь изображения?
2. В каком тексте автор осмысляет пространство
фрески, двигаясь из глубины изображения к зрителю?
3. Кто из искусствоведов соотносит композицию фрески
с архитектурными особенностями стены? (В качестве
ответа выбирайте текст, обозначенный той или иной
цифрой).
4. Кто из историков искусства рассуждает о
композиционной формуле, к которой можно привести
большинство работ Рафаэля? (В качестве ответа
выбирайте текст, обозначенный той или иной цифрой).
5. В каком тексте автор говорит о колористическом
решении фрески?
6. Кто из авторов сравнивает Рафаэля с представителем
одной из профессий театрального искусства? (В
качестве ответа выбирайте текст, обозначенный той
или иной цифрой).
7. В каком тексте историк искусства утверждает, что во
фреске «художник воплотил представление
ренессансных гуманистов о золотом времени
античного гуманизма»?
8. Кто из авторов говорит о том, что героев фрески –
античных философов – автор переносит в
современную для него среду?
ЗДЕСЬ ЖМИ
№ 4-5
(2 балла) Истоки органной музыки Нового времени
следует искать на рубеже XVI–XVII веков, во времена
общего подъёма инструментализма. К классикам органной
музыки раннего барокко относится Джироламо
Фрескобальди (1583–1643). Как и большинство
музыкантов того времени, Фрескобальди являлся и
композитором, и исполнителем – процесс сочинения
музыки тогда был прямым продолжением игры на
инструменте. С 1607 года творческий путь Фрескобальди
был связан с Римом: прослужив недолгое время в церкви
Санта-Мария-ин-Трастевере, Фрескобальди стал
органным собора святого Петра, где работал (с
небольшими перерывами) до конца жизни. Таким образом,
музыкальный стиль Фрескобальди складывался в
барочной визуальной среде: на время его службы
пришлись перестройка собора святого Петра
архитектором Карло Мадерна, создание знаменитого
барочного кивория работы Джованни Лоренцо Бернини и
другие работы по внутреннему оформлению.
Естественным продолжением интерьера собора были
органы конца XVI – первой половины XVII вв., к
сожалению, не дошедшие до наших дней.
Джироламо Фрескобальди
(1583–1643)
Дж.Л. Бернини. Киворий собора
св. Петра. 1624–1633
Осознание ключевой роли эпохи барокко в развитии
органного искусства проявилось в оформлении
инструментов XIX–XXI веков, в том числе, находящихся на
территории нашей страны.
Рассмотрите фотографии ниже.
Выберите среди них ту, на которой представлен
подлинный римский орган XVII века.
(6 баллов) Хотя Фрескобальди писал и вокальную музыку,
славу ему принесли сборники пьес для клавишных
инструментов. Самый знаменитый среди них – сборник
«Музыкальные цветы» (Fiori Musicali), в который вошли
органные пьесы для сопровождения пышной, «цветущей»
католической службы. Высшей точкой творчества
Фрескобальди считается «Вторая книга токкат»,
опубликованная в Риме в 1627 году. В этом сборнике
содержатся наиболее ранние примеры жанров чакона и
пассакалья – вариаций на неизменный бас, получивших
широкое распространение в эпоху барокко.
Влияние Фрескобальди распространилось на немецкую
органную школу; оно слышно в музыке Иоганна Якоба
Фробергера, Дитриха Букстехуде, Иоганна Себастьяна
Баха. Особый интерес к творчеству Фрескобальди и, в
целом, к музыке барокко возник в XX веке. Сочинения
Фрескобальди часто играют приверженцы аутентичного
исполнительства – направления, нацеленного на
воссоздание исторически достоверного звучания.
Базовым требованием подобного исполнения является
игра на инструментах эпохи барокко. Вместе с тем,
барочная стилистика по-новому переосмыслялась
композиторами XX века, которые обращались к
возможностям органа, и среди таких композиторов можно
обнаружить имена крупнейших отечественных
музыкантов.
1. Прослушайте аудиофрагменты трёх различных
записей «Арии под названием Фрескобальда» (Aria
detta la Frescobalda) из сборника «Вторая книга
токкат».
Аудиофрагмент 1
Аудиофрагмент 2
Аудиофрагмент 3
Выберите аудиофрагмент, который менее остальных
удовлетворяет требованиям аутентичного
исполнительства.
1. Прослушайте аудиофрагменты трёх произведений для
органа, среди которых одно написано Джироламо
Фрескобальди, а остальные – отечественными
композиторами второй половины XX века.
Аудиофрагмент 1
Аудиофрагмент 2
Аудиофрагмент 3
Выберите аудиофрагмент, соответствующий
произведению Фрескобальди.
ЗДЕСЬ ЖМИ
№ 6
(8 баллов) На рубеже тысячелетий и в начале XXI века в
Риме было построено несколько замечательных
сооружений, вписавших новую страницу в историю
архитектуры Вечного города.
Их авторами были известные архитектурные бюро и
знаменитые зодчие, такие как Ренцо Пьяно, создавший
римский Аудиториум – город музыки, соединивший в себе
концертные залы, открытые территории для репетиций и
звукозаписи и концертные площадки; или Заха Хадид,
спроектировавшая римский Музей искусств XXI века,
отрицающий идею «музея – здания – контейнера» и
демонстрирующий, по словам автора, «новый вид текучей
пространственности».
Важно, что одной из функций новых построек часто
становится «реквалификация» территории – создание в
социально неблагополучных или архитектурно безликих
районах новых центров притяжения, меняющих
общественную жизнь и облик той или иной части города.
Посмотрите на изображение пяти построек Рима XX–XXI
веков. Обратите внимание на пространственное решение
каждого из зданий, форму и ритм его объёмов, характер
членения.
Составьте из представленных фотографий пары так,
чтобы в каждой были внешний и внутренний вид одного и
того же сооружения.
Отметьте внешний вид сооружения, который принято
называть «Квадратный Колизей».
Отметьте внутренний вид здания Европейского конгресса
в Риме, который называется «Облако».
Заказчиком какого из этих сооружений был папа Иоанн
Павел II? Отметьте внешний вид этого здания.
ЗДЕСЬ ЖМИ
8 класс
№ 1
(12 баллов) В этом задании мы предлагаем Вам
поработать с изображениями главных площадей Рима,
которые до сих пор определяют своеобразие и
узнаваемость Вечного города. Внешний облик этих
пространств в основном сложился в XVI–XVII веках, в
эпоху барокко, когда площади впервые распахнулись в
город и из закрытых внутренних дворов стали узлами,
связывающими его главные улицы и магистрали.
Каждая из площадей рассчитана на восприятие в
движении и представляет собой эффектный
пространственный сценарий, в котором зритель следит за
противоборством массы и пространства, ощущает площадь
как упругий и одновременно изменчивый организм,
трансформирующийся под воздействием теснящих его
построек и свободно изливающихся улиц. В развитии
площадей присутствует даже вертикальное измерение,
часто подчёркнутое с помощью лестниц или фонтанов:
так? площадь Навона выглядит утопленной сценой, а
площадь Испании вздымается, как гора.
Богатство восприятия и развития каждой из римских
площадей отчасти передано в гравюрах, рисунках и
картинах, изображающих эти пространства. Более того, в
статическом и плоскостном искусстве живописи
художники часто обостряют иллюзорно-пространственные
качества ансамблей: площади в их работах производят
впечатление схлопывающихся или, напротив,
низвергающихся пространств.
Посмотрите на аэрофотосъёмку четырёх площадей Рима,
собранных в задании: площади Навона, Капитолийской
площади, площади Испании и площади дель Пополо.
Площадь Навона
Капитолийская площадь
Площадь Испании
Площадь дель Пополо
Живописные и графические изображения.
1.1. Подберите к каждому ансамблю работы с его
живописным или графическим изображением.
1.2. Какая(-ие) из представленных работ принадлежит(-ат)
мастеру XVIII столетия, который был поклонником и
великим знатоком римских древностей, автором серий
офортов, посвящённых археологическим и архитектурным
памятникам античного Рима, постоянно подчёркивавшим в
своих работах контраст между величием построек
древности и Ренессанса и скромностью и даже
незначительностью современной жизни, прорастающей на
его руинах?
1.3. Какое из представленных изображений римских
памятников было выполнено в XX веке?
1.4. Отметьте фотографию площади, возникшей на месте
античного стадиона.
ЗДЕСЬ ЖМИ
№ 2
(10 баллов) Римские архитекторы сыграли определяющую
роль в формировании облика храма Нового времени,
внеся, в частности, огромный вклад в сложение
композиции фасадов церквей эпохи Ренессанса и
барокко.
Поворотным пунктом в сложении архитектурной традиции
стала постройка римского храма Иль Джезу (церковь
Иисуса). Проект, разрабатывавшийся несколькими
архитекторами на протяжении второй половины XVI века,
стал образцом для храмов периода Контрреформации,
когда католическая церковь восстанавливала своё
величие и престиж после периода Реформации и
возникновения разных направлений протестантизма.
Архитектура теперь должна была играть роль
католической проповеди в камне: быть убедительной,
эффектной, полностью захватывать внимание зрителя.
Плановая композиция и фасад Иль Джезу сочетали в себе
ясность высказывания, строгость и великолепие и
оказались идеальным воплощением этой идеи. Поэтому
храмы, похожие на римскую церковь Иисуса, можно найти
по всему миру – везде, где католическая церковь
утверждала своё влияние: например, в Восточной Европе
или Латинской Америке.
Церковь Иль Джезу. 1568 - 1584
Рассмотрите фасады римских храмов XV–XVII веков,
собранных в задании. Обратите внимание на
использование ордерных элементов, пропорции, ритмику,
соотношение объёмов, пространства и массы.
2.1. Отметьте те из церквей, которые в своей
архитектурной композиции опираются на фасад Иль
Джезу и, соответственно, сочетают в себе черты позднего
Ренессанса и нарождающейся барочной эпохи.
2.2. Какие из представленных сооружений Рима
воздвигнуты во второй половине XV – начале XVI века (в
период Высокого Ренессанса)?
2.3. Какие из римских церквей вы отнесёте к периоду
барокко: первая треть – вторая половина XVII столетия?
ЗДЕСЬ ЖМИ
№ 3
(12 баллов) В задании перед Вами скульптурные
композиции, находящиеся в разных церквях и музеях
Рима, а также тексты искусствоведов (Э. Гомбриха, Н.
Дмитриевой), осмысляющие одну из этих композиций.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Пожалуйста, прочитайте внимательно тексты. Посмотрите
на источники задания.
Текст 1
С тонким и трезвым расчётом <…> (скульптор – ред.)
продумал во всех деталях свой замысел. Обе фигуры он
сделал из чистого белого мрамора и поместил их в
глубокую нишу, обрамлённую цветным мрамором, – как бы
раздвинутый занавес, за которым разыгрывается
мистерия сновидения. На рельефах боковых стен <…>
(автор – ред.) поместил изображения заказчиков,
созерцающих этот спектакль. Сверху он спустил на <…>
(героиню – ред.) поток золотых острых лучей и подкрепил
их натуральным светом, падающим через жёлтое стекло
окна. Он с пристальной наблюдательностью передал
инертность и разбросанность спящего тела, тяжело
повисшую левую руку и конвульсивно сжатую правую,
полуоткрытый рот, вздохи и стенания мучительно-
сладкого сна. <…> Внутренняя смятённость <…> (героини
– ред.) материализована в тревожном, бурном движении
складок её плаща, которые перемешиваются с
клубящимися облаками. <…> Только такой смелый мастер
<…> мог отважиться изваять из мрамора – каменный пар!
И это ему удалось. <…> (Скульптор – ред.) сам гордился
своим умением подчинять материал, превращать твёрдый
камень в послушное тесто, придавая ему мягкие, гнутые,
витые формы: это «есть высшее достижение моего резца,
– говорил он, – которым я победил мрамор и сделал его
гибким, как воск, и этим смог до известной степени
объединить скульптуру с живописью». <…> (Мастера
более ранних эпох – ред.) не согласились бы <…> (со
скульптором – ред.): они, напротив, стремились извлечь
максимум возможностей из естественных свойств
материала, выявить их, а не подавить. И нам сейчас это
представляется более верным, эстетически полноценным
путём в искусстве. Но такова была эстетика <…> (стиля –
ред.): утверждая царство метафоры, она утверждала и
принцип всеобщей превратимости, всемогущей иллюзии.
Она тяготела к синтезу, но понимала синтез не как союз
равноправных начал, а как слияние и растворение одного
в другом, – вот почему <…> (скульптор – ред.) гордился
тем, что мог уподобить скульптуру живописи. Вёльфлин
остроумно сравнивал световые блики, играющие на
поверхности скульптур <…> (этого автора – ред.), с
трепетными белыми штрихами, к которым прибегал в
своих эскизах Рубенс.
Текст 2
Нужна была немалая смелость, чтобы представить
видение в скульптурной группе. Облако возносит святую
навстречу падающим с неба золотым лучам. Нежно-
улыбчивый ангел приближается к <…> (героине – ред.) и
при виде его она бессильно падает, погружаясь в экстаз.
Скульптурная группа, не имеющая видимой опоры,
кажется выплывающей из-за колонн; свет падает из
скрытого за обрамлением ниши окна. Нас могут смутить
театральные эффекты и форсированная эмоциональность
этой композиции, но это вопрос нашего вкуса и нашего
воспитания. Культовое искусство <…> (эпохи – ред.) было
призвано довести религиозные чувства до исступления,
приобщить зрителя к мистическим озарениям, и нельзя не
признать, что в рамках этой католической программы <…>
(автор – ред.) справился со своей задачей блестяще. Он
нагнетает эмоции, доводит их до предельного накала, не
опасаясь преступить грань допустимого. В лице <…>
(героини – ред.), теряющей сознание от переизбытка
чувств, достигнут такой пик эмоционального возбуждения,
какого ещё не было в истории искусств. <…> Даже
трактовка драпировок подчинена новой задаче. Здесь уже
не мерный поток ниспадающих тканей, как в
классическом искусстве, а бурное коловращение, сложно
поднятое вихрем чувств. Эти приёмы <…> (скульптора –
ред.) вскоре распространились по всей Европе.
О какой скульптуре размышляют авторы текстов?
Ещё раз посмотрите на источники задания и внимательно
прочитайте тексты.
Подумайте и ответьте:
3.1. О какой скульптуре размышляют авторы текстов?
3.2. Кто из историков искусства говорит о “театральных
эффектах” скульптуры? (В качестве ответа выбирайте
текст, обозначенный той или иной цифрой).
3.3. В каком аналитическом тексте автор подробно
размышляет о позе и пластическом решении тела
героини?
3.4. В каком описании материал скульптуры сравнивается
с тестом и с воском? (В качестве ответа выбирайте текст,
обозначенный той или иной цифрой).
3.5. Кто из искусствоведов концентрирует внимание на
лице героини? (В качестве ответа выбирайте текст,
обозначенный той или иной цифрой).
3.6. В каком тексте автор описывает скульптурную
композицию как театральное действие?
3.7. Кто из историков искусства замечает, что автор
анализируемого произведения уподобляет скульптуру
живописи? (В качестве ответа выбирайте текст,
обозначенный той или иной цифрой).
3.8. В каком тексте автор говорит о том, какое
эмоциональное впечатление стремился произвести
скульптор на зрителя?
ЗДЕСЬ ЖМИ
№ 4
(8 баллов) В творчестве композитора Отторино Респиги
(1879–1936) римская тема занимает ключевое место:
трилогия симфонических поэм, посвящённых образам
Вечного города («Фонтаны Рима», «Пинии Рима»,
«Римские празднества»), является наиболее исполняемой
частью его наследия. В данном задании Вам предстоит
познакомиться с первой из поэм.
Симфоническая поэма «Фонтаны Рима» состоит из
четырёх частей; переходя от части к части, слушатель
словно любуется видами четырёх фонтанов в разное
время суток, когда, словами Респиги, «их характер более
всего гармонирует с окружающим пейзажем». Красочные
аккордовые и оркестровые решения, звукопись,
передающая игры воды, архитектурные и природные виды
– всё это относится к ярким чертам музыкального
импрессионизма, к которому, впрочем, почерк Респиги не
сводится.
Неверным было бы усматривать в «Фонтанах Рима»
музыкальный аналог живописных импрессионистических
серий. Каждая часть поэмы – не «пленэрная» зарисовка
меняющейся натуры, а комплексный образ, в котором,
словно в классических аллегориях рождения, зрелости,
увядания и смерти, рифмуются между собой движение
воды, пластика архитектуры и характер времени суток.
Нестрогое следование композитора впечатлениям от
натуры проявляется также в том, что в двух частях поэмы
лишь гипотетически можно установить, какой именно
фонтан вдохновлял Респиги; в других частях композитор,
напротив, обыгрывал очень узнаваемые визуальные
мотивы. Наконец, следует заметить, что «картинный»
характер музыки Респиги связан не только с
импрессионизмом, но и с его учёбой у Николая
Андреевича Римского-Корсакова: в числе прочих учеников
русского классика Респиги развивал заветы, касающиеся
в первую очередь искусства красочной оркестровки.
Изучите названия частей симфонической поэмы
«Фонтаны Рима», ознакомьтесь с изображениями и
аудиофрагментами и выполните задания.
Названия частей симфонической поэмы:
Фонтан Валле Джулиа на заре
Фонтан Тритон утром
Фонтан Треви в полдень
Фонтан виллы Медичи при заходящем солнце
Аудиофрагменты Симфонической поэмы «Фонтаны Рима»:
Аудиофрагмент 1
Аудиофрагмент 2
Аудиофрагмент 3
Аудиофрагмент 4
Изображения:
А
Б
В
Г
4.1. Соотнесите названия частей симфонической поэмы с
изображениями римских фонтанов.
4.2. Фонтан Тритон и фонтан Треви являются символами
Рима, и закономерно, что их узнаваемые визуальные
мотивы обыгрываются в музыке Респиги. Так, при помощи
возможностей оркестра Респиги передаёт «энергетику»
каждого фонтана – его масштаб, характер пластики,
движение воды, наконец, скрытые в скульптуре звуковые
ассоциации.
Соотнесите изображения фонтанов Тритон и Треви с
аудиофрагментами симфонической поэмы Респиги.
ЗДЕСЬ ЖМИ
№ 5
(3 балла) Вернитесь, пожалуйста, к фотографиям
предыдущего задания. Прочитайте искусствоведческие
тексты. Соотнесите описания в тексте с Вашими
наблюдениями и выводами относительно композиции,
конструкции, архитектурных форм и деталей римских
церквей эпохи барокко.
1. Подумайте, на какой фотографии запечатлён внешний
вид церкви, осмысляемый автором текста?
Текст
<…> церковь – примечательный образец стиля в очень
смелом индивидуальном истолковании. В ней всё типично
для тенденций барокко, но сама по себе она оригинальна
и неповторима. Фасад решён как импозантная ширма,
поставленная перед зданием, которое в плане
приближается к ромбу с вогнутыми сторонами. Сама
«ширма» криволинейна по очертаниям, так что все
элементы её декора видны проходящему в различных
перспективных сокращениях и как будто колышутся.
Фигуры ангелов, неведомо как держащиеся на стене,
поддерживают большой овал с изображением герба.
Архитекторы барокко любили овал не меньше, чес волюту:
они предпочитали динамичный эллипс спокойному кругу,
дробный многогранник – устойчивому четырёхугольнику.
Они избегали прямых углов, скругляли и скашивали углы
зданий. У (этой – ред.) церкви <…> углы срезаны и возле
них расположены четыре скульптурные группы с
фонтанами <…>.
5.1. Подумайте, на какой фотографии запечатлён внешний
вид церкви, осмысляемый автором текста?
Текст
Ещё эффектнее интерьеры зданий барокко. <…>
(Архитектор – ред.) в (этой – ред.) церкви <…> построил
внутренний план в форме, напоминающей очертания
пчелы (пчёлы изображались на гербе семейства <…>,
откуда родом был очередной папа, заказчик церкви <…>).
Изощрённость пространственной структуры уже сама по
себе рождала массу живописных светотеневых эффектов;
художники усиливали их с помощью цветных мраморов,
лепнины, скульптуры и живописи.
5.2. Подумайте, какой архитектурный план описывает
автор текста?
ЗДЕСЬ ЖМИ
9 класс
№ 1
(10 баллов) В последние три века существования Римской
империи (II–IV вв. н.э.) под Римом языческим возникал и
расширялся новый город – Рим христианских катакомб.
Эти подземные сооружения (узкие коридоры, камеры,
галереи) служили местом захоронения христиан, время от
времени там же проходили собрания общины и
богослужения. Кроме Рима катакомбы найдены в Неаполе
и Сиракузах, но римские остаются самыми сложными и
разветвлёнными – их протяжённость составляет более 100
км.
Часть помещений и стен в катакомбах расписывалась.
Сюжеты, избранные для этих фресок, чаще всего были
связаны с идеей спасения и воскресения из мёртвых.
Фрески катакомб создавались тогда, когда язык
христианского искусства только начинал формироваться,
а правил для изображения тех или иных сюжетов ещё не
существовало, поэтому росписи обладают удивительной
свободой и дают нам возможность увидеть неожиданное
изображение хорошо знакомых сюжетов.
Кроме того, искусство катакомб говорит на языке
античности. Здесь всё, от символов до стилистических
решений укоренено в античной эпохе, и потому Христос
видится как новое воплощение Орфея, а апостолы на
Тайной вечере возлежат, как на древнем пиру.
В задании Вы увидите фрески из знаменитых римских
катакомб: катакомбы Присциллы, Калликста, Петра и
Марцеллина, Джордани, катакомбы на Виа Латина.
Избранные художниками сюжеты относятся к эпизодам
Ветхого и Нового Завета, воплощающим идеи чудесного
спасения и крепости веры. Внимательно рассмотрите
иллюстрации к заданию и соотнесите каждую картинку с
названием изображённого сюжета.
Христос – Добрый пастырь
Ветхозаветная Троица. Явление ангелов Аврааму
Воскрешение Лазаря
Ной выходит из ковчега
Самсон, избивающий филистимлян
История пророка Ионы
Тайная вечеря
Христос – Орфей
Крещение Христа
Исцеление Христом кровоточивой жены
ЗДЕСЬ ЖМИ
№ 2-3
(6 баллов) В капеллах трёх римских церквей можно
увидеть шесть живописных холстов великого
итальянского художника конца XVI – начала XVII века
Микеланджело Меризи да Караваджо.
Внимательно посмотрите на иллюстрации,
представленные в задании.
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Исходя из описания сюжета работ Караваджо,
вставьте номера картин в соответствующие пропуски в
тексте.
Для первой капеллы Караваджо создал три большие
картины, повествующие о жизни одного из апостолов. Они
расположены на трёх стенах помещения, так, что войдя в
него, зритель оказывается в пространстве триптиха.
Напротив друг друга расположены многофигурные сцены,
повествующие о призвании
и мученической смерти апостола
. На холсте между ними апостол представлен как
вдохновенный автор евангелия
.
Для второй капеллы Караваджо выполнил две работы,
которые тоже расположил на противоположных стенках. В
каждой из картин немного героев, но сцены снова
повествуют о переломных моментах из жизни святых –
казни
и обращении в христианскую веру
.
Наконец, для третьей капеллы Караваджо исполнил
центральный образ, в котором тема встречи
божественного и земного трактована не в драматическом,
а в редком для автора идиллическом ключе
1. Подумайте, по отношению к какому или к каким
произведениям верно каждое из следующих
утверждений:
В этой работе необычен возраст Христа, что говорит об
использовании автором натурных зарисовок.
Опрокинутое положение тела героя по контрасту
подчёркивает духовную значимость момента и его
величие.
В ансамбле капеллы, созданном Караваджо, эта работа
являет собой самое яркое, красочное пятно, что
подчёркивает значимость изображённого момента.
Необычным для итальянского художника в этой работе
является то, что нагим и физически прекрасным
изображается не мученик, а палач.
В каких работах происходящее с героем подчёркивается
остротой точкой зрения, ракурсом, выбранным
художником: в одном случае мы смотрим на происходящее
резко снизу
, в другом – сверху вниз
В какой из работ варьируется жест Бога и Адама из
знаменитой фрески Микеланджело с потолка сикстинской
капеллы «Сотворение Адама»?
3.1. В задании представлены две работы Караваджо,
которые являются первыми, отвергнутыми заказчиками
вариантами полотен, из числа собранных в задании.
А
Б
Подберите в пару к первоначальному решению – итоговый
вариант.
ЗДЕСЬ ЖМИ
№ 4-5
(8 баллов) Перед Вами фотографии римских церквей
эпохи барокко – внешний вид, интерьеры, а также
архитектурные планы построек. Пожалуйста, посмотрите
внимательно на источники задания. Проанализируйте
устройство каждого памятника: его композицию,
конструкцию, архитектурные формы, детали.
1. Опираясь на свои наблюдения и выводы, соедините
изображения так, чтобы в одной строке таблицы были
собраны фотографии и архитектурные планы,
относящиеся к одной церкви. Обратите внимание на
то, что буква, обозначающая фотографию внешнего
вида памятника, уже стоит в таблице.
(3 балла) Вернитесь, пожалуйста, к фотографиям
предыдущего задания. Прочитайте искусствоведческие
тексты. Соотнесите описания в тексте с Вашими
наблюдениями и выводами относительно композиции,
конструкции, архитектурных форм и деталей римских
церквей эпохи барокко.
1. Подумайте, на какой фотографии запечатлён внешний
вид церкви, осмысляемый автором текста?
Текст
<…> церковь – примечательный образец стиля в очень
смелом индивидуальном истолковании. В ней всё типично
для тенденций барокко, но сама по себе она оригинальна
и неповторима. Фасад решён как импозантная ширма,
поставленная перед зданием, которое в плане
приближается к ромбу с вогнутыми сторонами. Сама
«ширма» криволинейна по очертаниям, так что все
элементы её декора видны проходящему в различных
перспективных сокращениях и как будто колышутся.
Фигуры ангелов, неведомо как держащиеся на стене,
поддерживают большой овал с изображением герба.
Архитекторы барокко любили овал не меньше, чес волюту:
они предпочитали динамичный эллипс спокойному кругу,
дробный многогранник – устойчивому четырёхугольнику.
Они избегали прямых углов, скругляли и скашивали углы
зданий. У (этой – ред.) церкви <…> углы срезаны и возле
них расположены четыре скульптурные группы с
фонтанами <…>.
5.1. Подумайте, на какой фотографии запечатлён внешний
вид церкви, осмысляемый автором текста?
Текст
Ещё эффектнее интерьеры зданий барокко. <…>
(Архитектор – ред.) в (этой – ред.) церкви <…> построил
внутренний план в форме, напоминающей очертания
пчелы (пчёлы изображались на гербе семейства <…>,
откуда родом был очередной папа, заказчик церкви <…>).
Изощрённость пространственной структуры уже сама по
себе рождала массу живописных светотеневых эффектов;
художники усиливали их с помощью цветных мраморов,
лепнины, скульптуры и живописи.
5.2. Подумайте, какой архитектурный план описывает
автор текста?
ЗДЕСЬ ЖМИ
10 класс
№ 1
(18 баллов) Искусство мозаики, сложившееся в античную
эпоху, а в христианском мире пережившее новый расцвет,
особенно любили в Риме. Раннехристианские мозаики в
римских храмах, в основном, относятся к V–VI векам,
времени, когда христианство стало официальной
религией, а Рим оставался одним из центров
христианского мира.
Мозаичные композиции на стенах апсид храмов,
посвящённые Христу, Богоматери, святым, отличаются
монументальностью, торжественностью и строгой
симметрией. Вместе с тем, в них присутствует
поэтическая нотка, связанная с изображением природы:
фигурные изображения обычно показаны на фоне райских
садов, где в изобилии растут деревья, цветы, травы,
порхают птицы, текут реки.
В задании перед Вами мозаики римских храмов V–VI
веков: базилика Санта Мария Маджоре, базилика Сан
Клементе, базилика Санти Косма е Дамиано, базилика
Сант Аполлинаре Нуово, базилика Сан Витале, базилика
Санти Нерео е Аккилео, базилика Санта Прасседе,
базилика Санта Мария в Трастевере, базилика Санта
Мария ин Трастевере.
Посмотрите внимательно на иллюстрации,
представленные в задании.
1
2
Отметьте изображения, на которых запечатлён собор Сан
Витале в Равенне.
ЗДЕСЬ ЖМИ
№ 2
(14 баллов) Размышляя о значении Рима для европейской
культуры, нельзя обойти вниманием базилику Святого
Петра в Ватикане. Это уникальный памятник, где на
протяжении XVI–XVII веков трудились выдающиеся
мастера эпохи Возрождения и барокко, включая
Браманте, Микеланджело, Рафаэля, Бернини.
Базилика Святого Петра – это не только центр римского
католицизма, но и точка, где пересекаются пути
художественного развития Италии. Здесь можно увидеть
воплощение идей Высокого Возрождения, маньеризма,
барокко.
В задании перед Вами планы базилики Святого Петра,
созданные разными архитекторами, а также изображения
фасада и интерьера базилики.
Пожалуйста, посмотрите внимательно на источники
задания.
1.1. Подберите к каждому плану имя архитектора,
который его разработал.
Браманте
Рафаэль
Микеланджело
Сангалло Младший
Мадерно
Бернини
1.2. Какая из представленных работ принадлежит мастеру
XVIII столетия, который был поклонником и великим
знатоком римских древностей, автором серий офортов,
посвящённых археологическим и архитектурным
памятникам античного Рима, постоянно подчёркивавшим в
своих работах контраст между величием построек
древности и Ренессанса и скромностью и даже
незначительностью современной жизни, прорастающей на
его руинах?
1.3. Какая из римских церквей вы отнесёте к периоду
барокко: первая треть – вторая половина XVII столетия?
ЗДЕСЬ ЖМИ
11 класс
№ 1
(18 баллов) Искусство мозаики, сложившееся в античную
эпоху, а в христианском мире пережившее новый расцвет,
особенно любили в Риме. Раннехристианские мозаики в
римских храмах, в основном, относятся к V–VI векам,
времени, когда христианство стало официальной
религией, а Рим оставался одним из центров
христианского мира.
Мозаичные композиции на стенах апсид храмов,
посвящённые Христу, Богоматери, святым, отличаются
монументальностью, торжественностью и строгой
симметрией. Вместе с тем, в них присутствует
поэтическая нотка, связанная с изображением природы:
фигурные изображения обычно показаны на фоне райских
садов, где в изобилии растут деревья, цветы, травы,
порхают птицы, текут реки.
В задании перед Вами мозаики римских храмов V–VI
веков: базилика Санта Мария Маджоре, базилика Сан
Клементе, базилика Санти Косма е Дамиано, базилика
Сант Аполлинаре Нуово, базилика Сан Витале, базилика
Санти Нерео е Аккилео, базилика Санта Прасседе,
базилика Санта Мария в Трастевере, базилика Санта
Мария ин Трастевере.
Посмотрите внимательно на иллюстрации,
представленные в задании.
1
2
Отметьте изображения, на которых запечатлён собор Сан
Витале в Равенне.
ЗДЕСЬ ЖМИ
№ 2
(14 баллов) Размышляя о значении Рима для европейской
культуры, нельзя обойти вниманием базилику Святого
Петра в Ватикане. Это уникальный памятник, где на
протяжении XVI–XVII веков трудились выдающиеся
мастера эпохи Возрождения и барокко, включая
Браманте, Микеланджело, Рафаэля, Бернини.
Базилика Святого Петра – это не только центр римского
католицизма, но и точка, где пересекаются пути
художественного развития Италии. Здесь можно увидеть
воплощение идей Высокого Возрождения, маньеризма,
барокко.
В задании перед Вами планы базилики Святого Петра,
созданные разными архитекторами, а также изображения
фасада и интерьера базилики.
Пожалуйста, посмотрите внимательно на источники
задания.
1.1. Подберите к каждому плану имя архитектора,
который его разработал.
Браманте
Рафаэль
Микеланджело
Сангалло Младший
Мадерно
Бернини
1.2. Какая из представленных работ принадлежит мастеру
XVIII столетия, который был поклонником и великим
знатоком римских древностей, автором серий офортов,
посвящённых археологическим и архитектурным
памятникам античного Рима, постоянно подчёркивавшим в
своих работах контраст между величием построек
древности и Ренессанса и скромностью и даже
незначительностью современной жизни, прорастающей на
его руинах?
1.3. Какая из римских церквей вы отнесёте к периоду
барокко: первая треть – вторая половина XVII столетия?
ЗДЕСЬ ЖМИ